Составление предложений с опорой на предметные картинки
Основой формирования связной речи является умение правильно составлять предложения и пользоваться ими в повседневной жизни.
При составлении предложений с опорой на предметные картинки, как правило, дети дошкольного возраста испытывают трудности из-за недостаточного словарного запаса прилагательных, глаголов, наречий.
Работа над предложением начинается с работы над простым нераспространенным предложением. На этом этапе дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложения, т.е. подлежащее и сказуемое.
Для составления простых предложений сначала предлагается использовать 2 предметные картинки.
Н/р: Дедушка – книга; Мама – посуда; Кролик – морковка; Корова – молоко; и т.п.
Взрослый показывает образец составления простого предложения с использованием двух картинок, а затем предлагает ребенку самому составить предложение.
Н/р:
— Сейчас мы будем составлять предложения, используя картинки. Сначала послушай меня.
— Дедушка читает книгу. Мама моет посуду.
— А теперь попробуй сам.
Когда ребенок освоит составление простого предложения с опорой на 2 предметные картинки, можно использовать задание с усложнением и предложить малышу картинку с изображением одного предмета.
После того, как ребенок освоил принцип составления простого предложения, дальнейшая работа будет направлена на распространение и грамматическое оформление предложений. Развивая у ребенка умение полно и грамматически правильно выражать свои мысли, мы подводим его к овладению связной речью.