Выработка диафрагмального дыхания с использованием тренажера «Волна» по методу биологической обратной связи (БОС).
Речевое дыхание — это сила, которая запускает в движение механизм образования звуков, с помощью которой звучит наша речь. Оно играет первостепенную роль в работе голосового аппарата человека. Мы редко задумываемся о роли речевого дыхания в жизни человека. Правильное речевое дыхание является основой четкой дикции, от него зависит сила голоса, ритм и плавность речи.
Существует три основных типа дыхания. Они получили название и различаются между собой в соответствии с типом вдоха:
- Верхнее дыхание (ключичное)
- Среднее дыхание (грудное)
- Нижнее дыхание (диафрагмальное)
Речевое дыхание это дыхание из живота (диафрагмальное). Специально подобранные логопедом упражнения способствуют воспитанию правильного речевого дыхания и успешно помогают в коррекции различных речевых нарушений.
В своей практической деятельности для выработки диафрагмального дыхания у дошкольников использую программно-индикаторное устройство «Волна», работа которого основана на методе биологической обратной связи (БОС).
Работа в программе рекомендована как детям, так и взрослым. Особенно актуальна в сопровождении детей с ОВЗ, инклюзивном образовании и пожилых людей. Предполагает индивидуальный подход с минимальными временными затратами. Благодаря биологической обратной связи (БОС) доступна и выполнима детьми и взрослыми как общеобразовательных, так и коррекционных учреждений.
Основной целью программы «Волна» является обучение диафрагмальному дыханию и с его помощью оптимизация функционального состояния человека.
Программа «Волна» обеспечивает:
- Оптимизацию психофизиологического состояния (оздоровление) часто болеющих и соматически ослабленных детей
- Восстановление баланса «возбуждение-расслабление»
- Снижение мышечного тонуса
- Нормализацию психоэмоционального состояния
- Детям с ОВЗ базовые навыки функционирования для последующей социализации
- Профилактику дезадаптивного, девиантного и суицидальных форм поведения
- Создание благоприятных условий для нервно-психического развития воспитанников
- Улучшение работы высших психических функций
- Формирование произвольности реакций (эмоциональных, поведенческих, речевых)
- Профилактику и коррекцию речевых нарушений
- Формирование уверенности в себе
- Формирование ценностного отношения к своему здоровью, здорового образа жизни
- Профилактику эмоционального и профессионального выгорания педагогов, родителей и других участников образовательного процесса
Формирование нового функционального состояния и выработка навыка диафрагмального дыхания приводят к многоплановым изменениям не только в физиологическом состоянии, но и в когнитивной, эмоциональной, волевой, поведенческой сферах личности. Во время тренинга происходит глубокое закрепление навыка саморегуляции не только на физиологическом, но и на психоэмоциональном уровне. А это, в свою очередь, способствует активному применению полученных знаний и умений в реальной повседневной жизни.